[гучні справи]

Россия решила подыграть в Афганистане Исламскому государству.

9 ноября в московском "Президент-отеле" в закрытом формате состоялось заседание "Московского формата консультаций по Афганистану на уровне заместителей министров иностранных дел и профильных спецпредставителей", пишет на Еspreso.tv Юрий Костюченко.

Несколько лет назад американское общество поразила информация, просочившаяся в прессу, что в кругах администрации обсуждается вопрос о переговорах по урегулированию в Афганистане с участием талибов. Реакцию общества можно выразить известной фразой генерала Мэттиса: "Страна, которая вооружила Сталина, чтобы победить Гитлера, безусловно, может работать вместе с врагами аль-Каиды, чтобы победить аль-Каиду". Поэтому, из-за неготовности общественного мнения воспринять вчерашних непримиримых врагов в качестве стороны переговоров, вопрос был отложен. Даже несмотря на очевидную необходимость такого шага ради прекращения войны, которая стала бесконечной. Переломным стал момент появления третьей силы - "Исламского государства" - угрозы, на фоне которой вчерашние разногласия стали уже не столь критичными. Поэтому в прошлом году вопрос о привлечении талибов к мирным переговорам в Афганистане вновь был возбужден администрацией США.

Такое решение, в случае его внедрения, позволило бы, с одной стороны, значительно снизить напряженность в конфликтном регионе и более эффективно бороться с "ИГ", а с другой, освободило бы ресурсы США и позволило бы сконцентрироваться на решении других задач в регионе.

Но, пожалуй, именно такая перспектива и не устраивала Кремль, который имеет на текущий Средневосточный конфликт свои виды и преследует в регионе свои политические и экономические интересы. С достаточно очевидным намерением вытеснить США и самому занять позицию миротворца Кремль спешно начал организовывать "международные конференции" по вопросу афганского урегулирования.

В отличие от "заокеанских противников", общество и кремлевские лидеры не задавались этическими вопросами о допустимости переговоров с вчерашними врагами, а потому с радостью пригласили и с энтузиазмом встретили делегацию Талибана во главе с Шер Мухаммедом Аббасом Станикзаи - бывшим командующим юго-западным фронтом Северного альянса, которой воевал против советских оккупантов во время советско-афганской войны 1979-1989 гг., а теперь - главой представительства Талибана в Катаре.

Встреча была запланирована с размахом: кроме запрещенного на территории РФ Талибана, для участия в переговорах были приглашены 12 стран. Официальные Кабул и Вашингтон отвергли приглашение на том основании, что переговоры о мире в Афганистане должны проходить под председательством правительства Афганистана. В то же время Талибан завил, что переговоры с Кабулом не имеют смысла, поскольку они являются "марионетками США", и переговоры могут быть только непосредственно с Вашингтоном и только об условиях ухода американцев из Афганистана. Несмотря на то, что президент Афганистана Ашраф Гани отклонил приглашение, в конференции согласилась принять участие делегация Высшего совета мира Афганистана - органа при правительстве, курирующем мирный процесс. При этом правительство официально заявило, что делегация не представляет интересов официального Кабула.

На конференцию в Москву также прибыли представители Индии, Ирана, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Пакистана, Таджикистана и Туркменистана. Откровенная второстепенность чиновников иностранных делегаций будто подчеркивала, что идут переговоры между РФ и Талибаном.

Встреча завершилась неожиданно безрезультатно. Талибы и дольше продолжают настаивать на прямых переговорах со США, делегация Высшего совета мира Афганистана настаивает на проведении каких-либо немедленных переговоров и просит талибов назначить место и время встречи.

Единственным значимым событием стало выступление председательствующего на встрече министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, в котором он изложил мотивы проведения встречи: "Передовые отряды террористов в лице "ИГ" не без поддержки внешних спонсоров делают попытки превратить Афганистан в плацдарм своей экспансии в Центральной Азии и в целом в нашем обширном регионе. Никто не должен мыслить категориями геополитических игр, которые могут привести к очередному преобразованию Афганистана на поле соперничества между внешними игроками с тяжелыми последствиями для афганцев и их соседей".

Пожалуй, ради такого рода декларативных выпадов и затевалась вся эта имитационная деятельность по "афганскому урегулированию" - фактически, без участия Афганистана. Как заявил бывший премьер-министр индийского штата Джамму и Кашмир Омар Абдулла в комментарии журналисту Хайдеру, "трудно понять, как "неофициальные переговоры" 12 стран в Москве по приглашению российского правительства являются "управляемым Афганистаном афганским процессом"". Очевидно, что эти переговоры не отражают интересов афганского народа, не ведут к миру и могут способствовать эскалации угроз.

Риски такого поведения Кремля весьма высоки. Не стоит даже спрашивать, зачем при активных и бесперспективных войнах в Украине и Сирии Кремль фактически лезет в новую военную авантюру в Афганистане. Отправка наемников в Судан, Ливию и ЦАР свидетельствует, что логика решений российского руководства в области безопасности не поддается рациональному осмыслению, а скорее отражает специфику кремлевского режима. Также непонятно, зачем заигрывать с радикальными исламистскими движениями, имея серьезные нерешенные противоречия в мусульманских общинах в собственной стране. Не стоит даже надеяться, что теневые доходы от торговли оружием и сырьем с талибами компенсируют расходы на безопасность в случае серьезных беспорядков. Так или иначе, такого рода попытки "геополитического противостояния" со США несомненно ведут к уменьшению устойчивости режима и потенциальной дестабилизации РФ.

В региональном контексте важнее другое. Сегодняшняя относительная эффективность сдерживания "ИГ" в Афганистане совместными, хотя и не всегда скоординированными усилиями афганского правительства и Талибана базируется, прежде всего, на мощном военном ресурсе, который имеет западная коалиция во главе со США. В случае их выхода РФ не сможет предложить ничего сравнимого ни в военном, ни в технологическом, ни в управленческом плане, а значит, экспансия "ИГ" в Афганистан и далее в Среднюю Азию может стать реальностью. Вытесняя США и западную коалицию из Афганистана, Кремль прямо способствует реализации стратегии "ИГ"в регионе и одновременно ставит под существенную угрозу безопасность своих новоявленных союзников.

Но кого это интересует в эпоху гибридных геополитических игр...


fb Ми в Twitter RSS

матеріали

Денис Пащенко

В мережу потрапили аудіо та відео-записи розмов за участі бізнесмена з кримінальним минулим Дениса Пащенко, на яких зафіксовано обговорення організації наркотрафіку до країн Європейського Союзу.

Попри те, що чутки про «звірства людоловів» явно перебільшені, правозахисники підозрюють, що слідчі покривають порушників.


fb Мы в Twitter RSS

хроніка