[громкие дела]

Ростислав Храпачевский

Зачем из мелкого наркоторговца делают «национального героя».

«И никакой он не «мажор»! Пацан хотел быть ближе к «золотой молодежи», - рассказывают знакомые о Ростислава Храпачевского, устроившего на черном БМВ смертельные гонки с киевскими полицейскими. Жители Боярки открыто говорят о том, что Храпачевского знают как продавца метамфетаминов и «травки», но никто не признается в том, что является его клиентом или был свидетелем незаконной торговли, пишет Любовь Величко на сайте ТЕКСТЫ.

Вот уже целый месяц общество будоражит полицейская погоня со стрельбой за компанией парней на БМВ. Тогда за рулем был 24-летний житель Боярки Ростислав Храпачевский.

- Главный виновник и автор этой ужасной трагедии - человек, который сидел за рулем этого автомобиля. Этот человек был в состоянии наркотического опьянения. Мы все должны четко осознавать, что такого, извините за сленг, обдолбанного мажора, который был за рулем, государство, общество и закон должны наказывать максимально и быстро, - заявил недавно советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк.

Как видим, чиновник, который не так давно и сам был в эпицентре грандиозного скандала, слов по отношению к подозреваемому (да-да, подозреваемого, а не виновного – презумпцию невиновности у нас еще никто не отменял) долго не подбирает.

Со временем «мажором» и «наркоманом» Ростислава стали называть не только публичные лица и влиятельные госчиновники. Это клеймо прицепили к парню и немало влиятельных СМИ.

Автор не является адвокатом Храпачевского, но стремится быть объективными в своих утверждениях и высказываниях. Именно поэтому в поисках истины мы поехали в Боярку, чтобы посмотреть, в каких условиях живет скандально известный водитель БМВ. Пообщались и с соседями и знакомыми Ростислава, чтобы понять, действительно ли он знатный мажор и наркодилер, которым его называют на страницах газет.

Ростислав Храпачевский (справа) и его адвокат (слева)
Ростислав Храпачевский (справа) и его адвокат (слева)

Тачка на прокачку

Собственного автотранспорта в семье Храпачевських нет – год назад семья продала свою красную Мазду. На ней, по словам очевидцев, по ночным клубам ездил неугомонный юноша. По информации боярской полиции, в то время юношу несколько раз задерживали за административные правонарушения. Какие именно – не говорят, ссылаясь на закон о защите персональных данных.

По словам одноклассников, Храпачевский всегда искал выгодные знакомства.

- Он хочет быть ближе к миру «золотой молодежи», хотя сам не является его представителем, - делится мыслями Юрий, который знает Ростика еще со школы.

Имея немало знакомых с деньгами, парень частенько брал чужие машины, чтобы покататься «с ветерком».

По словам соседей, ранее они не видели скандально известный черный БМВ у двора Ростислава. Оно и неудивительно – по базе данных МВД эта машина принадлежит 28-летнему киевлянину Евгению Галицкому, который проживает в Киеве на улице Симиренко в районе Софиевской Борщаговки.

Мы нашли страницу Евгения Галицкого в соцсетях – он есть в списке "друзей" Ростислава. У владелеца авто есть жена и дочь. Судя по фото, которые размещены на страницах Ростика и Жени, их дружба крепкая: ребенок с радостью играет с папиным другом.

Знакомые Храпачевского говорят, что он нередко отдыхал с Галицким в клубах – на этом совместном увлечении и была построена их дружба. Владелец дорогой машины в финансовом плане, очевидно, чувствует себя гораздо лучше, чем безработный Ростислав: в соцсетях он размещает фотографии с отдыха за рубежом.

Псевдомажор

Он живет в небольшом доме в частном секторе в окрестностях Боярки. Это не дворец, а обычная кирпичная хата, которых в Украине миллионы. Родителей парня тоже трудно назвать богатыми. Несколько лет назад они организовали небольшой семейный бизнес – построили в своем дворе продуктовый магазин, и в нем за прилавком работает мать Ростислава – Оксана.

Храпачевский живет не в элитном коттедже, а в обычной хате
Храпачевский живет не в элитном коттедже, а в обычной хате

Небольшой магазин, который "держит" мама Ростислава. Он рядом с домом семьи
Небольшой магазин, который "держит" мама Ростислава. Он рядом с домом семьи

Нам повезло застать женщину за работой. Конечно, она не хочет общаться с прессой.

- То, что он торговал наркотиками, конечно, неправда, - говорит мама Оксана. - Есть следствие, у него есть доказательства. А кто там что говорит и сплетничает, то всё неправда.

Мама есть мама.

По ее словам, сын весь месяц после скандального инцидента находится дома. Отслеживая страницу Храпачевского в соцсетях, мы убедились, что он действительно целыми днями висит «онлайн» и слушает музыку про «продажных мусоров».

После общения с соседями, вырисовывается следующая картина: молодежь описывает Ростислава как гуляку и наглеца, а люди старшего возраста (тем, кому за 40) отмалчиваются и очень сочувствуют его родителям, а особенно - бабушке Гале, которая работает учительницей в местной школе.

- Это как ей, бедной, трудно детям в глаза смотреть после этой истории, - жалуется одна соседка.

- А родители – такие порядочные люди. Уже не знают, куда бежать от журналистов, которые говорят об их сыне как о представителе «золотой молодежи», - добавляет знакомый.

А вот представители условно другого лагеря обзывают парня «планокуром» и не выбирают слов для его характеристике:

- Он долбо*б с детства! Ходил здесь обкуренный постоянно с такими же, как сам. Противно смотреть! «Травка», все дела, - говорит сосед Саша.

Мужчина ремонтирует грузовик, его комментарии слушают еще трое соседей. Двое качают головой, мол, согласны. Третий пытается заставить Сашу замолчать:

- Ну, зачем ты рассказываешь? Проблемы же будут у малого ...

- А чего это я буду молчать?! Говорю то, что есть! Он же конче*й! - Эмоции бьют через край.

- К парню чуть ли не каждый приезжали разные машины, не крутые тачки, а так, седаны среднего класса. За рулем были молодые люди, такие же бездельники, как и Ростик. Вели себя нагло, похоже, что были уже под действием каких-то веществ, - добавляет другой сосед.

«Связался с плохой компанией - начал хулиганить - попробовал легкие наркотики - втянулся - начал приторговывать», - такая гипотеза звучит из уст знакомых и соседей Ростислава.

Люди говорят, что несколько лет назад Ростик проходил лечение от наркотической зависимости, но это не помогло ему навсегда расстаться с вредной привычкой.

В разговорах соседи и знакомые открыто говорят о том, что Храпачевского знают как продавца метамфетаминов и «травки», но никто не признается в том, что является его клиентом или был свидетелем незаконной торговли.

- Я свечку не держала, но то, что Ростик торгует легкими наркотиками, знают все. Ну, а что? Он нигде не работал, откуда у него деньги тогда возьмутся на клубы? Фестивальный парень. Часто ездил в машине, куря в ней кальян с друзьями, - говорит девушка, которая живет поблизости.

- Да, говорят, что он торговал наркотиками. И что он сам наркоман. И у нас тут каждый пятый торгует наркотой. Разве вы не знаете, какой у нас опасный город? Боярка тонет в наркотиках, - добавляет одноклассник Храпачевского.

Показные развлечения в дорогих заведениях и отсутствие легального заработка наталкивают на мысль, что средства у парня появляются не из законных источников или маминого магазина. Алкоголь и кальян в столичных ночных клубах - удовольствие не из дешевых. Например, покурить кальян стоит в пределах 700 грн. Среднестатистической зарплаты представителя среднего класса на подобные регулярные развлечения не хватит.

А заработать, продавая «космическое удовольствие» в таблетках, несложно - один грамм амфетамина стоит 300-400 грн, метамфетамина - 500-600 грн. Именно такой «товар» - самый ходовой на дискотеках среди столичных мажоров в тех же клубах. И, как показывает практика, продавцов мелких партий «колес» полиция ловить не спешит - правоохранители концентрируются на поисках мест сбыта тяжелых наркотиков.

Полиция: проблем с наркотиками в Боярке нет

Вечером в выходной день в многоэтажном здании боярского отдела полиции тихо, как в библиотеке. Меня встречает начальник сектора оперативного реагирования патрульной полиции в Боярском районе Юрий Анатольевич. Здесь он работает несколько лет, уже прошел аттестацию, и готовится к собеседованию, чтобы стать полноценным представителем реформированной полиции.

- А где тут у вас наркоманские притоны? Вы знаете точки продаж, адреса? - интересуюсь я.

Полицейский загадочно улыбается. Мои вопросы, конечно, звучат наивно.

- А откуда нам знать? Если бы мы знали, этой проблемы в городе не было, - говорит он.

Мне тут же вспоминаются слова местных «полиция задерживает наркоманов, а барыг не трогает», «менты сами крышуют наркобизнес»...

- А мне здесь люди рассказывают, что Боярка - наркоманский город.

- Ну, люди многое говорят. У нас - порядок. Такой информации, что в Боярке торгуют наркотиками, у нас нет. Да, задерживают лиц, которые хранят наркотики. Но если бы мы знали точки, где распространяют наркотики, там бы их уже давно не было бы.

- То есть, вы хотите сказать, что у вас тут всё настолько хорошо? Это звучит довольно подозрительно...

Полицейский оправдывается, мол, в отделении всего девять патрулей, нагрузки огромные, везде не успевают. Да еще и профильное управление – по борьбе с наркотиками – ликвидировали.

- Раньше ОБНОН занимался поиском наркопритонов, велась оперативная работа. Мы не ждали, пока нам позвонят и попросят приехать. А сейчас только по вызову «102» работаем. Эффективность работы от этого, сами понимаете, не повышается, - объясняет полицейский.

В нашу мирную беседу вмешалась женщина, которая с криками забежала в райотдел.

- Вы у меня заявление наконец примете? Муж уже хату пробовал поджечь! Два года не могу от вас допроситься, чтобы заявление приняли! - кричит она.

За окном слышно пьяный мужской голос: «Спасите! Отпустите, нелюди!».

Новоиспеченный полицейский даже в ус не дует. Делает длинную паузу и обращается к коллеге:

- Петя, смотри, что там.

Словом, реформа в рядах МВД идет полным ходом. А борьба с наркобизнесом продолжается.

Местные таксисты почему-то оказались более осведомлены, чем правоохранители. По их словам, наиболее распространенный способ покупки наркотиков в городе – «закладки» и продажа прекурсоров в аптеках.

- Вычислить продавца «закладки» почти нереально. Общаемся через «асю» (ICQ), оплата через Webmoney. Кому ты что докажешь? Я «травку» уже два года так покупаю, и ни разу не попался, - делится со мной опытом парень, которому на вид лет 20.

Конечно, наркозависимые боятся называть имена своих поставщиков. Услышав мои вопросы о том, продает ли метамфетамины Храпачевский, они улыбаются и потуплено смотрят вниз:

- Девушка, зачем вам это?

Проблемы - родом из детства

- Я вас не слышу! Я не знаю, что вам ответить! - нервно повторял Ростислав Храпачевский, убегая от полицейских, которые приехали вечером 24 февраля к воротам его дома в Боярке, чтобы зачитать сообщение о подозрении по ч.2 ст. 34 Уголовного Кодекса Украины.

Несмотря на то, что парень скрылся, работник правоохранительных органов терпеливо дочитал распечатанный документ. Его слушали двое свидетелей.

Странная реакция парня на приезд полицейских. Мажоры себя так не ведут. Так ведут себя непослушные дети.

Соседи говорят, что за несколько дней до приезда правоохранителей его избили.

- Несколько неизвестных набросились на него и «потрясли». К счастью, несильно, а просто чтобы напугать. Ростик после этого из дома не почти выходил.

Кто и почему «тряс», нам выяснить не удалось.

В боярской полиции говорят, что Храпачевський заявление об избиении им не приносил.

- Он к нам официально не обращался, - заверила пресс-офицер Татьяна Донец.

Люди, которые знают Ростислава с детства, говорят, что он отбился от рук после развода родителей – тогда парень был подростком, и, как это часто бывает, глубоко переживал проблемы в семье.

- Как родители разошлись, у парня крыша поехала. Вы только не думайте о нем плохо. Он - хороший ребенок. Ну, никому из соседей ничего плохого не сделал. Просто стал не на правильный путь. Но наркотики - в прошлом, - уверяет старушка-соседка Татьяна Ивановна.

Прокурорско-судейская мафия

«Что-то не складывается», - вертелось у меня в голове. Почему парень «из народа» и без влиятельных покровителей так легко расправляется с полицией? Почему ему предъявляют легкие обвинения и на время следствия берут под домашний арест, в то время, как полицейского отправляют в СИЗО?

Возможно, дело в адвокате экстра-класса? Я ему позвонила и выяснила расценки. Они не слишком высокие: $1000 за «дело под ключ» в защите человека, наехавшего автомобилем на пешехода. То есть, адвокат вполне «народный», как раз для представителя среднего класса Храпачевского.

Непослушный мальчик быстро превратился в медиа-символ, и это сыграло ему на руку. Прокуроры и судьи старой закваски видят в новой полиции в частности, и во всех реформах вообще прямую угрозу своему статусу, власти и деньгам. Они ждали подходящего момента. И им стала история с «безумным Ростиком».

Перевод и адаптация CRiME`а


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника