[громкие дела]

Кровожадные союзники ХАМАСа повторят незавидную судьбу сомалийских пиратов.

В войну против Израиля на стороне ХАМАС по-настоящему вступил только один из союзников палестинской группировки — организация «Ансар Алла» из Йемена. Удаленные от Израиля почти на две тысячи километров, йеменцы пытались бить по еврейскому государству ракетами, а когда эта тактика показала свою неэффективность, они перешли к пиратству, пишет The Insider.

Кто такие йеменские хуситы

В феврале 2021 года госсекретарь США Энтони Блинкен подписал распоряжение об исключении йеменской группировки «Ансар Алла» из списка террористических организаций, куда она попала всего месяцем ранее. Это был, наверное, первый и единственный раз, когда действующий американский чиновник еврейского происхождения вернул в легальное поле группировку, в официальном лозунге которой присутствуют слова «Смерть Америке, смерть Израилю, да будут прокляты иудеи».

Сделал это Блинкен из вполне рациональных соображений: боевики «Ансар Алла» к тому времени контролировали около трети территории Йемена, включая столичную Сану. Любая гуманитарная помощь жителям этих территорий — а в ней нуждались и продолжают нуждаться миллионы человек — могла быть доставлена только через структуры «Ансар Алла» или, по крайней мере, при участии группировки. Ни американское правительство, ни спонсируемые США благотворительные организации не могли заняться спасением людей, которые к тому моменту уже умирали тысячами от голода и эпидемий: до тех пор, пока «Ансар Алла» находилась в списке террористов, эта помощь автоматически была бы заморожена, а сотрудникам организаций мог грозить арест. Потому Блинкен и вычеркнул йеменских боевиков из списка террористов.

«Ансар Алла» — это боевая организация йеменских шиитов, прежде всего представителей племени хуси, и она куда больше известна под своим неофициальным названием — хуситы. Появившиеся еще в 1990-е, скорее, как диссидентский кружок, чем как террористическая организация, в начале двухтысячных хуситы стали уже едва ли не основной оппозиционной силой Йемена. Тогдашнего президента страны Али Абдаллу Салеха они обвиняли в коррупции и в том, что он руководствуется интересами иностранных держав, в первую очередь соседней Саудовской Аравии и США, а вовсе не интересами собственных граждан. В бедном, возмущенном вторжением американцев в Ирак Йемене, которым Салех правил аж с 1978 года, хуситы быстро нашли массовую поддержку. В ответ Салех инициировал облавы на них, в ходе одной из которых был убит основатель движения Хусейн аль-Хуси. После его смерти заметно радикализовавшиеся хуситы и центральные власти Йемена пребывают в состоянии постоянной войны, которое лишь изредка прерывается хрупкими перемириями.

1
Парад сил хуситов в Ходейде, сентябрь 2022 года

Сперва эта война была по большей части сосредоточена в труднодоступных горных районах севера Йемена — родных краях племени хуси. Но в 2014 году «Ансар Алла» начала наступление на юг страны и захватила несколько провинций и городов, включая столицу. Хуситы заявляли, что к полномасштабному восстанию их вынудила забота о простых людях, пострадавших от решения правительства отменить субсидии на топливо, за которым тут же последовал крайне болезненный рост цен на товары первой необходимости.

Однако власти страны (к тому моменту «Арабская весна» уже вынудила Салеха уйти в отставку, и кресло президента занял Абд-Раббу Мансур Хади) уверяли, что реальной целью повстанцев было расчленение страны и создание на одном из ее осколков шиитского теократического государства. Сепаратистам-хуситам, уверяли чиновники, активно помогает Иран, рассчитывая на то, что новое государство будет его сателлитом.

На самом деле у йеменских шиитов в совсем недавнем прошлом уже было свое государство. Официально признанное частью мирового сообщества, йеменское шиитское королевство существовало с 1918 по 1962 год и исчезло после революции, положившей конец правлению монарха. Официально монарх носил титул «имам», то есть верховный шиитский лидер. Это у иранских шиитов-двунадесятников число имамов ограничено двенадцатью, последний из которых уже тысячу лет находится в мистическом состоянии сокрытия и вернется перед финальной битвой добра и зла. Йеменские шииты относятся к другой ветви этой религии — зейдизму. В их доктрине имамом может стать любой потомок Али абу-Талиба — зятя пророка Мухаммеда, — у которого хватит решимости повести за собой людей на войну против тирании и несправедливости.

Имамы зейдитов, в отличие от имамов двунадесятников, не безгрешны и не всеведущи, да и в целом они традиционно выступали в качестве скорее военно-политических, чем религиозных лидеров. Любопытно, что вскоре после убийства Хусейна аль-Хуси власти Йемена сообщали, что глава повстанцев объявил себя новым имамом и нацелился на воссоздание зейдитского государства. Так ли это было на самом деле, неизвестно, но с тех пор международно признанное правительство Йемена относится к «Ансар Алла» именно как к сепаратистской террористической группировке, причем тесно связанной с Ираном.

При чем тут Иран

Скорее всего, в начале двухтысячных связи хуситов с Ираном были не такими уж и тесными. У «Ансар Алла» были контакты с иранскими аятоллами и их союзниками из ливанской «Хезболлы», наверняка Тегеран отправлял хуситам деньги и оружие, но долгое время помощь эта была довольно скромной.

Однако президент Хади, низложенный хуситами, изгнанный из Саны, а потом вновь провозгласивший себя главой государства, делал все для того, чтобы его война против хуситов воспринималась в регионе именно как борьба с иранскими прокси, нацеленными на подчинение Ближнего Востока Тегерану. Потому что если региональные игроки поверят в то, что хуситы угрожают не только и без того крайне шаткому йеменскому правительству, но и и устоявшемуся статус-кво; если богатые и влиятельные суннитские государства Персидского залива посчитают, что шиитский Иран покушается на их влияние и через своих прокси расширяет зону своего влияния, то война против горцев-сепаратистов тут же превратится в войну против общего иранского врага.

2
Абдураббу Хади

И она превратилась. В марте 2015 года в войну против хуситов официально вступила международная коалиция из десяти государств во главе с Саудовской Аравией. Учитывая среднегодовой военный бюджет одной только Саудовской Аравии в $50 млрд, учитывая поддержку коалиции со стороны США, учитывая почти тотальную блокаду, в которую был взят Йемен, можно предположить, что внешние игроки рассчитывали на быструю и блестящую победу над «Ансар Алла». Но все пошло не по плану.

Во многом это случилось благодаря тому, что за годы противостояния с властями хуситы превратились в настоящую армию — достаточно большую и боеспособную для того, чтобы противостоять даже отлично подготовленному врагу. Ну и еще потому, что и в Иране услышали президента Хади и увидели, как сразу десяток ближневосточных и африканских стран готовится к нападению на хуситов. Тегеран довольно быстро перешел от нерегулярных и небольших поставок стрелкового оружия и гранатометов к регулярной отправке в Йемен ракет, дронов и их комплектующих на небольших рыбацких лодках, способных преодолеть морскую блокаду.

Чем и как воюют хуситы

Встретив ожесточенный отпор со стороны хуситов, международная коалиция довольно быстро перешла от наступательных действий к оборонительным. Саудитам и их союзникам удалось несколько потеснить хуситов, но ни уничтожить их, ни даже изгнать из столицы так и не получилось. Иностранные армии в Йемене практически полностью переключились на авианалеты на позиции хуситов и их военную инфраструкту.

На сегодняшний день пилоты международной коалиции совершили свыше 25 тысяч таких боевых вылетов. Согласно данным международных наблюдателей, только гражданских в этих налетах погибло около 9 тысяч человек. Хуситы не остались в долгу и организовали атаки ракет и беспилотников на инфраструктуру государств, участвующих в войне против них.

Основным оружием этих атак стали беспилотники-камикадзе семейств Qasef, Samad и Wa`id. Первые — это машины, разработанные в Иране еще в 1980-е — 1990-е годы и, возможно, несколько усовершенствованные самими хуситами. Они несут на себе несколько десятков килограммов взрывчатки и способны пролететь около 200 км. Относительно небольшие и тихоходные, они используются хуситами для уничтожения техники врага на территории Йемена и для ударов по приграничным районам Саудовской Аравии.

Samad — более совершенное семейство дронов. Они способны пролететь уже до 1800 км, что позволяет хуситам наносить удары как в глубине территории соседней Саудовской Аравии, так и по объектам в Объединенных Арабских Эмиратах — еще одной ключевой страны антихуситской коалиции, с которой у Йемена нет общей границы.

Самые современные из беспилотников хуситов — это Wa`id, способные пролететь до 2500 км. Технологически они представляют собой копию иранских Shahed и не исключено, что это и есть Shahed, переименованный для того, чтобы отвести подозрения от Ирана.

Хуситы же настаивают на том, что Samad и Wa`id — это исключительно их разработка, что Иран не имеет к этим аппаратам никакого отношения и что производство этих беспилотников налажено на предприятиях самого Йемена. Относиться к такого рода заявлениям стоит с осторожностью, так как иранские беспилотники Shahed, с помощью которых Россия бомбит мирные украинские города, россияне тоже выдавали за собственную разработку.

Кроме того, у хуситов есть огромные арсеналы ракет, часть из которых была закуплена Йеменом еще несколько десятилетий назад в СССР, а часть — поставлена из Ирана. Как и в случае с беспилотниками, в «Ансар Алла» утверждают, что ракеты, в том числе и крылатые, способные преодолеть расстояние в 2000 км, они создали сами, без участия иностранных государств.

С помощью беспилотников и ракет хуситы смогли повредить несколько ключевых объектов нефтяной инфраструктуры Саудовской Аравии и ОАЭ. Крупнейшая их атака в 2019 году смогла обрушить общемировые поставки нефти на 5%.

Собственно, постоянные атаки на гражданские объекты стали одной из причин для включения хуситов в список террористических организаций. Кроме того, в пользу этого решения сыграли принуждение несовершеннолетних к участию в боевых действиях и преступления против гражданского населения на занятых ими территориях. Не добавила хуситам симпатий мирового сообщества и поддержка со стороны нынешнего главы организации Мухаммеда Али аль-Хуси (брата основателя «Ансар Алла» Хусейна аль-Хуси) так называемых ЛНР и ДНР — марионеточных образований, созданных Россией на временно оккупированных территориях Украины.

Число жертв войны в Йемене превышает 350 тысяч человек, причем большинство из них погибли не от пуль и снарядов, а от голода и эпидемий, вызванных блокадой и разрушением гражданской инфраструктуры. Очень многие из погибших мирных жителей — на совести именно хуситов.

Чего хотят хуситы

«Ансар Алла» — организация, буквально пронизанная конспирологией. Живя в стране, где в прошлом году оставался один-единственный еврей, хуситы верят в то, что именно евреи виноваты во всех бедах. Основатель движения Хусейн аль-Хуси не просто проклинал евреев в своих проповедях, а прямо призывал к геноциду и уничтожению государства Израиль. Он публично заявлял, что намерен быть куда более радикальным по отношению к евреям, чем Иран или «Хезболла», и настаивал на том, что сама религиозная доктрина зейдизма основана на максимально враждебном отношении к иудаизму и иудеям.

Уничтожив или изгнав из страны всех йеменских иудеев, хуситы взялись помогать группировкам, также объявившим своей целью борьбу с евреями. Именно через контролируемую хуситами территорию Йемена пролегал один из основных путей контрабандной доставки иранского оружия для ХАМАС в сектор Газа, а с ливанской «Хезболлой» у «Ансар Алла» и вовсе был налажен обмен боевым опытом и технологиями. Хуситы не скрывали, что не отказываются от идеи уничтожения Израиля, и неоднократно заявляли о том, что их ракетный арсенал будет использован в войне против еврейского государства.

И они на самом деле попробовали это сделать после того, как Израиль начал военную операцию в секторе Газа в ответ на кровавый теракт, учиненный ХАМАС 7 октября этого года. Уже в конце октября «Ансар Алла» начала ракетные обстрелы Израиля, правда, без видимого успеха. Йемен и Израиль разделяют почти 2000 км, по земле — это напичканная системами ПВО территория враждебной хуситам Саудовской Аравии, а в Красном море постоянно дежурят корабли военно-морского флота США, способные перехватывать ракеты. Кроме того, и сам Израиль защищен собственными современными системами противоракетной обороны. Так что хуситы только зря потратили часть своего арсенала ракет, так и не поразив ни одной цели на территории Израиля.

К концу ноября, не отказываясь от попыток достать до Израиля ракетами, хуситы решили опробовать новую тактику войны против еврейского государства — блокаду Красного моря, через которое пролегают торговые пути, соединяющие Израиль с Восточной Азией. В «Ансар Алла» заявили, что будут считать законной целью любые гражданские суда под флагом Израиля или принадлежащие израильским компаниям. 19 ноября этого года хуситы захватили судно-автовоз Galaxy Leader, оператор которого, компания Ray Shipping, принадлежит гражданину Израиля Рами Унгару. Захватчики высадились на судно с вертолета и действовали слаженно и умело, что дает основания предполагать, что они проходили подготовку у профессиональных армейских инструкторов, вероятно из Ирана. В пользу причастности Тегерана к захвату Galaxy Leader говорит и то, что незадолго до атаки на автовоз мимо него проходило иранское судно, которое вполне могло быть плавучим штабом, координирующим действия захватчиков. Сам Иран свое участие в атаке на Galaxy Leader отрицает.

После этого хуситы устроили еще несколько атак на гражданские суда в Красном море, вслед за чем один из их складов вооружений был уничтожен в ходе налета неизвестной авиации. Скорее всего, израильской.

Откровенно бандитские замашки хуситов вынуждают американцев заняться пересмотром их статуса: не исключено, что в ближайшее время «Ансар Алла» снова вернется в список террористических организаций. Тем временем сами хуситы поднимают ставки. Их дроны-камикадзе все чаще оказываются вблизи кораблей военно-морского флота США. Официальный представитель группировки предупредил, что попытки помешать «Ансар Алла» в их борьбе против Израиля со стороны Саудовской Аравии или ОАЭ приведут к уничтожению нефтяных промыслов и танкеров этих государств, из-за чего мир столкнется с дефицитом топлива. «Зима близко для Европы и Америки», — предупредили хуситы.

Красное море — жизненно важный торговый путь не только для Израиля, но и для множества других государств, включая Китай и Индию. Именно через Красное море, а затем через Суэцкий канал азиатские товары попадают в Европу, а европейские — в Азию. В середине двухтысячных и начале 2010-х годов в тех краях уже хозяйничали пираты из соседнего с Йеменом Сомали. Их активность обходилась мировой экономике в $18 млрд потерь ежегодно. Они убивали и пытали членов экипажей захваченных судов и контролировали морские воды на расстоянии до тысячи миль от сомалийского берега. А сейчас о них уже почти и не вспоминают: миру достаточно было договориться, направить поближе к Красному морю большой военный флот — и буквально за несколько месяцев одна из главных мировых проблем была решена.

Скорее всего, похожим образом разберутся и с хуситским пиратством: уничтожат точечными ударами несколько штабов, собьют вертолеты с десантом, потопят идущие на перехват судов катера, и деятели из «Ансар Алла» откажутся от нападений на торговый флот, как когда-то отказались сомалийцы. Но произойдет это не раньше, чем закончится война в Газе. До этого военные и дипломатические усилия Израиля и его союзников будут сосредоточены на уничтожении ХАМАС. А вот потом уже руки смогут дойти и до хуситов.

Чтобы не пропустить самое важное, подписывайтесь на наш Telegram-канал.


fb Мы в Twitter RSS

материалы

Григорий Козловский и Александр Свищев

Основатель ФК «Рух» и футбольной Академии Григорий Козловский и Президент федерации водного поло Украины Александр Свищев вошли в топ-10 бизнесменов, которые развивают спорт. Для предпринимателей важны поддержка спорта и спортивной культуры и ответственность за будущее страны.


fb Мы в Twitter RSS

хроника