[громкие дела]

Современная пропаганда не созидает веру. Она ее разрушает.

Взрывы боеприпасов утром 9 октября на 6-м арсенале военной части А-1479 в Ичне Черниговской области, начались в разных местах. Об этом на брифинге сообщил заместитель начальника Генштаба Родион Тимошенко. "По данным, которыми мы располагаем на этот момент, два взрыва произошли одновременно, а потом в другом конце арсенала были еще два взрыва", - рассказал генерал. По мнению Тимошенко, это указывает на диверсию, пишет на Еspreso.tv Лариса Волошина.

Волонтер сообщества ІнфоНапалм Роман Бурко обратил внимание на интересные факты информационной активности россиян вокруг взрывов боеприпасов. Оказывается, еще 6 октября через пропагандистские ресурсы "ФАН" и "Новороссия" со ссылкой на заявления так называемого пресс-секретаря "ДНР" Данила Бессонова начали вбоасываться сообщения о том, что якобы бойцы ВСУ продали террористам "ДНР" два ПЗРК "Игла". Бессонов повторял эту информацию несколько дней на своих брифингах. А 8 октября этот информационный вброс подхватили российские государственные СМИ.

Данил Бессонов

На федеральном канале "Россия 1" появился сюжет, в котором показаны "оперативные съемки", на которых якобы украинские военные передают боевикам оружие и пересчитывают полученные за него деньги. Как пишет пан Роман, в глаза сразу бросаются "желтые идентификационные ленты", которые не используются в зоне проведения АТО/ООС, приблизительно с 2015 года.

В ночь на 9 октября происходят взрывы, из зоны поражения эвакуированы десятки тысяч мирных жителей. А тем временем российские СМИ продолжают раскручивать информацию, что склады взрывали сами украинцы. Якобы для того, чтобы скрыть продажу 2 ПЗРК "Игла". Аналогичную версию о самоподрыве из-за недостачи вооружения на складах выдвигают и некоторые украинские эксперты. В эфире украинских телеканалов снова появляются разнообразные интерпретации истерического месседжа "Война выгодна олигархам", "чем больше взорвется боеприпасов, тем больше обогатятся производители оружия". И напоследок - когда уже все информационные ресурсы передавали информацию о взрывах, в 10:02, крымский оккупационный ресурс "Крыминфо" опубликовал новость "Министерство обороны РФ отчиталось об уничтожении складов боеприпасов в тылу условного противника".

"Уже сейчас можно говорить, что россияне провели качественную спецоперацию с привлечением информационно-психологического компонента и согласованием на всех звеньях подконтрольных ресурсов. Привлекли диверсионные группы для пролонгации и усиления эффекта. Разыграли все как по учебнику", - заключает пан Бурко.

Кстати, об учебниках. Французский исследователь Жак Эллюль в своей работе "Пропаганда" говорит, что цель современной пропаганды заключается не во внушении массам идей и верований, а в провокации их к определенным действиям. Пропаганда больше не меняет принадлежность индивида к той или иной доктрине. Она заставляет человека иррационально присоединиться к процессу, спровоцированному манипулятором. Современная пропаганда, утверждает Эллюль, не оставляет выбора и подавляет инстинкты человека. По книгам Эллюля массовая коммуникация и пропаганда преподается в российском МГИМО. Поэтому стоит прислушаться к специалисту, который утверждает, что пропаганду нельзя рассматривать исключительно как внушение лжи.

Британский журналист Питер Померанцев в книге "Ничто не правда и все возможно" убедительно доказывает, что целью российской пропаганды является создание условий для того, "чтобы никто никому не доверял". Целью российской пропаганды в мире является разрушение норм, законов и права. А с ними и международных институтов, которые основываются на ценностях. Внушением иллюзии равноценности истины и лжи, права и силы, агрессора и жертвы агрессии, российская пропаганда разрушает устоявшийся порядок и создает новый искаженный мир, в котором больше нет принципов и ценностей, отсутствуют цивилизованные нормы и правила.

Лучшим примером такого искривления является российская аргументация в отношении аннексии Крыма. Не только российские штатные спикеры, но и западные обыватели, политики и эксперты позволяют себе противопоставлять лживые аргументы России о защите русскоязычного населения нормам международного права, в которых определяется, что захват чужих территорий является преступлением. В этом случае совершенно неважно, распространяют спикеры российскую аргументацию, или противостоят ей.

Неприемлемо уже то, что факт преступления и мотив совершения преступления, озвученный преступником, представляются как равноправные "точки зрения".

Подыгрывание российским пропагандистским целям происходит уже тогда, когда пытаются создать впечатление, будто ведется какой-то спор между установленным и признанным фактом российской вооруженной агрессии против Украины и безумным мраком русскоязычных бабушек о скрепах и бандеровцах на Майдане. Между фактами и провозглашением лозунгов дискуссии не может быть в принципе. Ведь разрушается доверие к системе права и обесценивается принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Никто не будет тратить огромные ресурсы на пропаганду и диверсионные спецоперации только для того, чтобы "люди во что-то поверили". Целью любой информационной спецоперации всегда является побуждение масс к действиям, - преимущественно, иррациональным действиям. Итак, рассмотрим более подробно алгоритм манипуляции массовым сознанием, который состоит из нескольких основных этапов.

На первом этапе анализируются культурно-психологические особенности целевой аудитории, собирается информация и формируется портрет адресата, определяются болевые точки, в которые он поверит непременно. В случае с информатакой вокруг взрывов - это тезис о том, что армейское начальство крадет, или способствует кражам оружия.

На втором этапе создается картинка искаженной реальности, которая выводит целевую группу на нужную манипулятору модель поведения. Здесь вражеские СМИ сработали как "шептуны" в толпе, которые распространяют слухи, основанные на глубинных страхах и предубеждениях. Примечательно, что в неприятельских сообщениях, которые запускались за несколько дней до взрывов, делалось предположение, что ради того, чтобы скрыть хищение, могут начаться пожары на складах.

Третий этап - запускается реальное событие, которое имеет для адресата символичное значение. В нашем случае - это диверсия и подрыв складов уже в четвертый раз с начала войны, что особенно возмущает украинцев.

Четвертый этап манипуляции снова пропагандистский: с помощью контроля над СМИ и управления информационными фильтрами, аудиторию заставляют поверить, что искаженная картинка, подмененные понятия, искаженные смыслы - это и есть объективная реальность.

В ситуации со взрывами фильтры отработали безупречно. Большинство телеканалов юзали "военных экспертов", обсуждали нехватку оружия, хищения выделяемых на безопасность средств. В то же время, представители Министерства обороны Украины сообщили, что им было сложно попасть на украинские телеканалы, чтобы оперативно дать информацию о происшествии и мерах безопасности. Во время совещания силовиков министр обороны Степан Полторак доложил, что утром 9 октября на 112-й канал удалось попасть только после двух часов уговоров, а в доступе к утреннему эфиру UA:Первого представителю МО отказали с формулировкой: "Перебьются".

Планирование и запуск шоковых событий, подкрепленных информационной атакой является важным элементом воздействия на сознание противника. Если основной целью ведения боевых действий является физическое уничтожение противника, то целью информационной войны, является дезориентация противника с помощью манипулятивных технологий, направленных на разрушение его ценностей, содержательного контекста, на котором эти ценности основываются.

Из-за утраты доверия, то есть навязчивого чувства, что ничто не правда и все возможно, возникает страх и одновременная невозможность солидаризироваться с другими для конструктивного преодоления проблем.

2

Стах повышает агрессию. А подавленный инстинкт самосохранения толкает толпу на иррациональные действия, которые не в состоянии остановить никакой авторитет. Потому что авторитета уже нет. Вот и имеем в остатке удачную спецоперацию, где тотально подорвано доверие общества ко всем: армии, государству, СМИ и экспертам.

Так о чем была эта спецоперация? О том, что украинская власть некомпетентна и продажна, армия разграблена, разбита, небоеспособна; что русские ловче, организованнее и преданнее воинскому долгу. Поэтому пора сдаваться. Ведь "война выгодна только олигархам и тем военным, которые наживаются на войне".

Если в мире российская пропаганда направлена на разрушение существующих ценностей, то в Украине она не дает украинскому обществу сформировать принципы и ценности, которые бы стали основой национальной идентичности.

Задача не в том, чтобы сделать украинцев похожими на россиян, а в том чтобы не дать украинцам стать украинцами, препятствовать приближению Украины к общечеловеческим ценностям.

Мы можем наблюдать, как агитаторы нередко противопоставляют язык, культуру и образование украинской поместной церкви развитию украинской экономики. Мол, вместо того, чтобы вносить раскол в общество, лучше сосредоточиться на росте качества жизни граждан. Никто и не думает доказывать наличие обратной связи между законом об украинском языке и повышением благосостояния населения.

Еще один лживый тезис заключается в том, что не стоит тратить деньги на армию. Что восстановление территориальной целостности страны и деоккупация украинских территорий зависит от роста экономики, а не от мощи и боеспособности армии. В мозг украинцев вживляется лживое противопоставление государственного украинства и благосостояния отдельного гражданина.

Современная пропаганда не созидает веру. Она ее разрушает. Удачно созданный коктейль из правды и лжи; субъективной, а иногда и продажной мысли и факта; экспертной оценки и суеверия, поставленных в один ряд - все это создает в сознании адресата уверенность, что правды не существует, есть только разные точки зрения. Это лишает массы инстинкта коллективного выживания. В искривленном мире, где возможно все, больше не существует норм, правил и фундаментальных ценностей, которые могут обеспечить коллективное выживание.

Для того, чтобы нейтрализовать пропаганду нужно противостоять не ей, а тем целям ради которых она запускается. "Нация - это нарация", - говорил известный в мире мыслитель Эдвард Саид. Нельзя допустить неверия и разочарования украинцев в способности Украины победить обезумевшую соседнюю псевдоимперию. Но для этого работа всех ветвей власти, включая четвертую - журналистикую - должна быть направлена на восстановление доверия украинцев к государству, а путь к победе не должен вызывать сомнений у подавляющей части общества.

Лариса Волошина, Еspreso.tv


fb Мы в Twitter RSS

материалы


fb Мы в Twitter RSS

хроника